О настоятелях Свенского Успенского монастыря с краткой летописью

  

 Господь един ведает имена и число отцев настоятелей наших, какие были в Свенской обители от основания ея в 1288 году до времен царя и великого князя Иоанна IV Васильевича, в продолжение более 250 лет. Не указано имени даже первого игумена, который избран и поставлен основателем обители благоверным великим князем Романом Михайловичем. Да будут имена отец и настоятелей наших написаны паче в книгах животных на небесах, отнюдуже чрез их святыя молитвы да «придет помощь наша».

  В трех монастырских синодиках, пред общим памятником монашествующей братии, отдельною статьей написано: «Игумены». Но ни в одном из этих синодиков не сказано, что эти отцы игумены - игумены свенские, хотя мы в большей части признаем этих отцев игуменов игуменами Свенской обители. Между тем относительно братии, в синодике 1626 года сказано: «Братия пречистыя Печерския Свенского монастыря» и все три синодика начинаются именем «Инока Иева».

  Мы полагаем, что из последующих известных настоятелей Свенской обители со времен царя Иоанна Васильевича:

1.     Игумен Иона был действительным настоятелем Свенской обители, но никаких других сведений о нем нет.

2.     Игумен Игнатий, показанный вторым в синодике 1626 г., а в других помянниках не означенный, признается сомнительным.

3.     Игумен Арсений, записанный  в трех древних синодиках. Других сведений о нем также не имеется.

4.     Игумен Мартемьян (Мартиниан). О нем говорится в описании чудес, бывших в Свенской обители от Печерской Свенской иконы пресвятыя Богородицы, так: «Царь Иоанн Васильевич повелел каменныя церкви в монастыре создати. И как создали церковь, в то время каменные своды упали. Игумен же Мартиниан с братиею и со всеми людьми чудодействием пресвятыя Богородицы невредим из оной (церкви) изыде». Это обстоятельство можно относить ко времени 1578 года, к которому относится и окончание постройки соборного храма.

5.     Игумен Никита показан только в двух древнейших синодиках, других же сведений о нем нет.

6.     Игумен Гурий внесен во все три древние синодика; но и о нем других сведений нет.

7.     Игумен Иов I. Он возведен в сан игумена из свенских старцев, в 1567 году пожертвовал на обитель десять рублев денег, двадцать копен ржи и мерина сераго. В 1572 году отец Иов был уже игуменом, при нем «Василий Тимофеев сын Панютин пожертвовал на обитель десять рублев денег, да камку на престол, ожерелье жемчужное с пуговицами серебряными, да венец жемчугом сажен, серги-червцы на серебре, да стихарь». В 1577 году старец Иов назван уже «бывшим игуменом», и по этому вероятно, он, как отставной игумен, между игуменами в список не внесен. Живя в обители на уединении, он, по смирению своему, поставил себя в среду обительной братии, дал вкладу еще двадцать рублев, а крест серебрян позолочен с мощами, и апостол печатный: и за вклад записан в синодик рядовою братией под именем «инока Иева, бывшаго игумена». Так как во всех свенских древних синодиках священнослужители вообще именовались определенно: «священноинок» «черный священник», инок диакон» «черный диакон», то не без основания можно думать, что игумен Иов был иноком не священнослужителем. Род его записан в трех синодиках монастырских, но имени его самого в синодиках не написано потому, вероятно, что во время записи его рода в синодик, старец был еще жив.

8.     Игумен Варлаам I в синодиках между настоятелями не показан. Он тоже постриженник Свенскаго монастыря. В настоятельство сего старца Свенская чудотворная икона Божией Матери была в Москве, а пред возвращением ея из столицы в 1582 году царь Иоанн Васильевич сему игумену Варлааму дал тарханную грамоту на все монастырския владения по царевиче, великом князе Иоанне Иоанновиче, как это видно из «Книги вкладов» и из грамоты подтвердительной данной царем и великим князем Михаилом Феодоровичем игумену Варсонофию. В последствии отец игумен Варлаам был возведен в сан архимандрита Брянскаго Петровскаго монастыря, а потом, оставив управление и этою обителью, возвратился в Свенский монастырь на уединение и принял схиму. В Книге вкладов сказано: «В 1597 году дал вкладу в Дом Пречистыя Богородицы бывший архимандрит Петровскаго монастыря Варлаам 21 р. 8 алтын 2 деньги. А преж сего дал ширинку золотную. А как постригся, тогды дал лошадь и ширинку шиту шелками. Да он же Петровский архимандрит Варлаам, в 1615 году дал восемь образов окладных», разную посуду кухонную, столовую и две книги. Вероятно это было его приношение предсмертное. Имя его отца, архимандрита Варлаама, записано в ряду с общею братией в синодик 1626 года; а род сего старца записан во все монастырские синодики; и на конце имен его родственников записано и его имя так: «Схимника архимандрита Варлаама».

9.     Игумен Митрофан не показан между настоятелями в синодиках, но род его, «игумена Свенскаго Митрофана», записан в древнейший (1626 г.) синодик между родами игумена Варлаама и игумена Исаии; и сам старец в конце своего рода показан убиенным, под именем «священноинока Митрофана, убиеннаго». Записан род «игумена Свенского Митрофана» и в большом новом синоднке, а сам отец игумен записан тоже под именем «иеромонаха Митрофана убиенного». Он назван иеромонахом потому, что во времена древния наши русские архимандриты и игумены, имевшие сан священства, не редко отличали себя этим, и к должности и сану архимандрита или игумена присовокупляли и слово «иеромонах», и подписывались: «иеромонах Исаакий Земка, игумен Богоявленский Киевский, соборный старец монастыря Печерскаго Киевскаго»; «Недостойный иеромонах Варнава, игумен Межигорский...». Так и в Свенском синодике 1664 года записано: «Род игумена иеромонаха Варнавы Глыбоцкаго, Киевлянина». «В 7095 (1587) году Федор Никитич (Романов-Юрьев) по отце своем Никите Романовиче на Москве старцу Митрофану дал пять-десять рублев денег: и игумен с братиею учинил два кормы болышие... и в синодики записали инока Нифонта».

10.         Старец Иосиф Неелов также не показан между настоятелями в синодиках. Он пострижен в Свенской обители в 1558 году, и пожертвовал коня рыжего, коня сераго, мерина гнедаго, два седла, одно крымское, другое турское, с войлоки ордынскими, сумы большия, два саадака, две сабли, ферези теплыя, кафтан суконный, шапку горлатну лисью, сорочку красную с ожерельем, нагавицы зелены, судки столовые, две скатерти, пять блюд, мушрюму оловянную, две братины, котел истовный (для кушанья поваренный), сковородку медную, всего на 30 рублев; а в 1585 году стихарь камчат, да восемь рублев плотникам по устройству больницы. Этот старец Иосиф был в Москве с чудотворною Свенскою Печорскою иконою Божией Матери. По его челобитью в 1583 году царь Иоанн Васильевич пожаловал в обитель колокол благовестной в двести пудов весом, да по опальных 66 икон окладных, а промена им 208 рублев 11 алтын 4 деньги, и проч. Отпуская из Москвы чудотворный Свенский образ пресвятыя Богородицы и великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, царь прислал в Свенский монастырь со старцем Иосифом сто рублев денег, да семь рублев братьи на поручную милостыню. Старец Иосиф Неелов не титулуется игуменом, а просто называется старцем. Может быть, он был в Москве при чудотворной иконе простым старцем, но верно то, что он был и начальником обители. Вот и яснее доказательство: «В 1594 г. преставися и положен в обители Елизарей Михайлович Салтыков во иноцех Иринарх; по нем дано денег 12 рублев, и разных вещей на 50 рублев. И за тот вклад старец Иосиф с братиею учинили по нем на братью корм годовой.....панихиду поют и обедню служат собором». Между тем в Книге вкладов и кормов, когда в обители были игумены, то неизменно по каждой статье дачи было объясняемо: «Игумен с братиею учинили корм, обедни служат, панихиды поют...» Или «Мы игумен с братиею...» Род отца Иосифа записан в древнейшем 1626 г. синодике так: «Род Неелов». А на конце имен рода написано «Инока Иосифа».

11.         Игумен Исаия записан в монастырских синодиках между настоятелями. Он в 1595 году, по указу царя и великого князя Феодора Иоанновича, получил межевую выпись на монастырския владения. Из этой выписи видно, что в то время в Брянске, на подклети, была принадлежавшая Свенской обители церковь Флора и Лавра. При отце Исаие царь и великий князь Борис Феодорович, в 1599 году, прислал в Дом Пречистыя Богородицы Свенского монастыря сто рублев денег по царе Феодоре Иоанновиче, кои доставил в обитель Петр Феодорович Басманов, да князь Владимир Васильевич Мосальский и дьяк Григорий Каблуков. В 1604 году от царя Бориса Феодоровича стольник Алексей Романович Плещеев, да дьяк Плешка Жуков привезли в Свенскую обитель пятьдесят рублей денег по государыне царице, инокине-схимнице Александре, с тем, чтобы по царе Феодоре Иоанновиче и по его царице кормы учинили, панихиды пели, обедни служили собором игумен с братиею, и в синодики записали имена их, доколе благоволит Бог монастырю быти.

12.         Игумен Иона II упоминается в монастырских синодиках, и в древнейшем 1626 г. синодике показан осьмым.

 Игумен Павел записан между игуменами в трех древних синодиках; однако мы не можем признать его настоятелем Свенской обители потому, что а) в синодике 1626 года при его отца игумена имени написано киноварью: «Карачевской»; б) в том же синодике между родами благодетелей Свенской обители записан особою статьей род игумена Павла так: «Род города Карачева Воскресенского монастыря игумена Павла»; и в) точно также род игумена Карачевского Воскресенского монастыря Павла записан и в синодике 1664 года.

 Игумен Сильвестр таке, как и игумен Павел, значится записанным в древнейшие синодики между игуменами. Но в синодике 1626 г., над именем отца Сильвестра написано киноварью: «Спаской»; посему и полагаем, что отец игумен Сильвестр не был настоятелем Свенской обители. Рода отца игумена Сильвестра нет ни в одном синодике, а между тем в Книге вкладов под 146 (1638) годом записано: «Дал вкладу в Дом Пречистыя Богородицы Спасской игумен Сильвестр десять пудов меду за пятнадцать рублев; и за тот вклад написали родителей его в синодики». Напротив того, имя сего старца записано во всех синодиках древних между рядовою братиею, и потому думаем, что отец игумен Сильвестр жил в Свенской обители на уединении, и здесь скончался.

 13.         Игумен Иаков I. О нем упоминается в Книге вкладов так: «Дал вкладу в Дом Пречистыя Богородицы того же монастыря постриженик старец Корнилий десять рублев; и за тот вклад записали имя его в синодики с родителями игумена Иакова, поминати в одном корму». Дача эта записана в 7114 (1606) году; а в оглавлении Книги вкладов об этой даче сказано: «Дача вкладу игумена Иакова Свенского монастыря».

14.         Игумен Варлаам II. «Род игумена Варлаама Свенского» помещен во всех синодиках Свенского монастыря. Но имя сего старца не записано ни между игуменами, ни между рядовою братиею, даже в общем его роде оно не показано. Роды игумена Варлаама I, который всегда именуется архимандритом Петровским, и игумена Варлаама II, который называется Свинским, различны. когда отец Варлаам II настоятельствовал, сведений не открыто. В синодике 1626 года род сего старца стоит после рода игумена Варлаама, записан после рода игумена Иакова.

15.         Игумен Марко I записан в синодкиах между игуменами. при этом старце в 1610 году дал вкладу в Свенский монастырь сея же обители постриженик, а родом Болховитин, черный диакон Митрофан Нечаев пятьдесят рублев денег на поминовение его, старца митрофана, когда Бог благоволит ему преставитися.

16.         Игумен Варсонофий. Он с братиею бил челом царю и великому князю Михаилу Феодоровичу; положили пред ним жалованную грамоту, писанную при расстриге, и просили повелете переписати ту грамоту. Царь Михаил Феодорович в 19 день февраля 1614 года пожаловал пречитстыя Богородицы Свенского монастыря игумена Варсонофия, и дал новую царскую грамоту, в которой сказано, что была в монастыре государя царя великого князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца грамота на все монастырские владения, угодья и на монастырскую годовую денежную и хлебную дачу, и многия льготы. Но в 90 (1582) году на Сретеньев день пришли литовские люди безвестно к городу Брянску и монастрыское строение, образа и книги, и ризы и сосуды, и всякую казну, и жалованныя грамоты и всякия крепости монастырския, отчинныя, - то все литовские люди сожгли; а они де игумен с братиею из монастыря утекли на лес душею и телом, только унесли с собою чудотворный образ пресвятыя Богородицы Печерския. И блаженныя памяти государь, царь великий князь Иоанн Васильевич игумена Варлаама с братею пожаловал, и велел все прежния грамоты написати в свою новую большую грамоту. Эта последняя грамота царя Иоанна Васильевича заменена, как видно, грамотою разстриги: а вместо разстригинной грамоты царь Михаил Феодорович игумены Варсонофию подтвердил все прежние грамоты со всеми преимуществами, данными монастырю в прежнее время. Этот отец игумен Варсонофий, постриженик Свенской обители, и был в последствии архимандритом и настоятелем Брянского Петровского монастыря. Род сего старца записан в большой синодик Свенского монастыря.

17.         Строитель Иов II. Родом из Рославля, назывался в мире Игнатием Ивановым сыном Челюсткиным; пострижен в Свенском монастыре в 1611 году и дал вкладу в Дом Пречистыя Богородицы вотчину свою - приданное жены своей Анны Григорьевой дочери Скрипоровой, село Незнаново, да деревню Лозки, да своей выслуги половину деревни Любигостова, да конь чал с попоною черкескою. В 1618 году он был уже строителем и постоянно благотворил вкладами в пользу обители, и между прочим дал двести четвериков ржи. Он переплел, обложил камкою и украсил серебром Евангелие, пожалованное царем Михаилом Феодоровичем в тетрадях; а в сельския церкви монастырских сел: Невдольска, Селечны, Елисеевич, Студеникова, Буянович, Кондракина, Супонева и других жертвовал евангелия, кадила медныя, книги, образа, свечи, колокола, облачения и другия утвари, и платил из своей келейной казны за постройку церквей. В 6 день февраля 1632 года святейший патриарх Филарет Никитич пожаловал строителю Иову Челюсткину, по его челобитной, грамоту, чтобы поповские старосты не взимали патриаршей дани с священно и церковнослужителей церквей, состоящих во владениях Свенской обители и чтобы взамен того сами причты доставляли патриаршую дань в Москву. В 1633 году марта 23 отец Иовъ подавал челобитную царю Михаилу Феодоровичу о земле села Студеникова, которую захватывали соседи. Игуменом этот старец не титуловался, скончался в схиме, и, вероятно, на уединении: ибо в роде его, записанном особою статьею в синодиках 1626 и 1664 года составленных, отец Иов назван иноком-схимником.

18.         Игумен Иона III. В 1618 году он назывался еще карачевеким черным свящеиником, и дал вкладу в Дом Пречистыя Богородицы пять рублев. В 1624 и 1640 годах он был уже игуменом и усердствовал положить в обитель еще десять рублев и разныя вещи. При этом старце в 1626 году августа 18 дня свенский постриженик, уставщик, старец Ефрем, дал во вклад синодик, им написанный. А Гаврило Михайлович Веревкин, во иноцех Геласий, пожертвовал на обитель три иконы Деисус, обложенныя серебром позлащенным, с цатами и разными венцами, а в венцах и цатах по три камня, образы трех великих святителей, да святителей московских Петра, Алексия и Ионы, Николы чудотворца и исповедников Гурия, Самона и Авива, - все обложенные серебром позлащенным, да крест позлачен с мощми, 170 рублев деньгами, да два сундука кедровых, обложенные железом, да платья однорядку вишневую люндышь с пуговицами серебряными-позлащенными и другия платья, вещи медныя и оловянныя, да лошадей, всего по оценке на 336 рубл. 11 алтын и 4 деньги, кроме денег наличных. Игумен Иаков III дал вкладу по сем же старце игумене Ионе в 1647 году 21 рубл. 22 алт. и 4 деньги на поминовение во веки. Из настоящаго описания времени правления отца игумена Ионы видно, что он был игуменом и в то время, когда, старец Иов Челюсткин именовался строителем обители и действовал. Так и было. На вышеписанном синодике, данном старцем Ефремом, именно написано: «Лета 7134(1626) августа в 18 день при игумене Ионе да при строители старцу Иеве Челюсткине с братиею...» Вероятно, игумен Иона управлял обителью, а строитель Иов, как человек разумный, почтенный и благотворительный, распоряжался хозяйством, и ходатайствовал по делам обители пред царем и патриархом.

19.         Игумен Иаков II. При сем старце благочестивейший государь, царь и великий князь Михаил Федорович в Доме пречистыя Богородицы пожаловал напрстольное Евангелие в тетрадех, да ризы-миткаль (1640-1641 г.).

•20.         Игумен Феодосий I. Старец сей известен потому, что при его настоятельстве «149 (1641) года ноября в 31 день дал крест в Дом Пречистыя Богородицы честнато и славнаго Успения и Преподобных Отец наших Антония и Феодосия Печерских чудотворцев в Свенский монастырь при игумене Феодосие боярин Борис Михайлович Салтыков но князе Петре инок-схимнике Павле, да по княгине Дарье - во иноцех иноко-схимнице Марье Долгоруковых и по прочих родителех». А другой крест донской казак Яков Тимофеев пожертвовал ручной серебряный - позлащенный осмиконечный в 7149 (1641) году. На рукоятках обоих святых крестов имеются резныя надписи.

21.         Игумен Иаков III, в мире назывался Иудою; постриженик Свенской обители. При нем «20 июля 1649 года переписана Книга вкладов из таковой же книги вкладной древнейшей», которой теперь в обители не имеется. При нем же отце Иакове «Свенскаго монастыря казенный дьяк Иван Васильевич» дал вкладу на обитель десять рублев. В 1653 году Елизерей Похвиснев с детьми своими бил челом царю Алексею Михайловичу на игумена Иакова, зато, что дворовая его, Похвиснева, женщина укрывалась в монастырских владениях и была в замужестве за монастырским крестьянином. Похвисневы помирились с отцем игуменом и уступили эту беглую женщину монастырю за сто рублев. Отец игуменъ Иаков «в наслгьдие вечных благ и вечнаго ради покоя жертвовал своих келейных денег на обитель 40 рубл. деньгами и разныя вещи; также брат его белый священник Арсений дал в обитель Свенскую на колокол 50 рубл., да племянник его Курскаго уезда поп Кирило Андреев сын дал коня сераго, ценою в десять рублев». В 1655 году отец игумен Иаков был жив, а в 1656 году он показан уже умершим.

22.         Игумен Ермоген. В 1655 году по повелению царскому приказано было крестьянам Свенскаго монастыря поставить сено под Смоленск для царских войск, но сена не доставлено, и потому царскою грамотой велено было править с монастыря и крестьян по 5 рубл. за копну сена. Вследствие сего в 1657 году отец игумен Ермоген с братиею подавал челобитную царю Алексею Михайловичу, и просил не взыскивать 753 рублей за даточных людей и за подводы. При нем же, игумене Ермогене, монастырский слуга Павел Евдокимов в 1657 году пожертвовал на обитель две лошади да корову, да один рубль денег.

23.         Игумен Иаков IV. При нем «в 166 (1658) году дал вкладу в Дом Пречистыя Богородицы Алексей, да Дорофей, да Павел, да Данило Севериановы, дети Жемчужниковы к прежнему своему вкладу конь голубь за пятнадцать рублев по брате своем по Тимофее, написать в синодики и поминать во веки.»

24.         Игумен Марко II. При нем в 1659 году Свенскаго монастыря казенный дьяк Иван Васильев к прежним своим вкладам 27 рублям пожертвовал на обитель еще 10 рублей. «В 1660 году Иван Воинов сын Исупов по Марье Давидовне, жене Баланды Неболсина, дал летник тафтян, шубу дорогильную на белках, опашень суконный и чарку серебряную медвяную». «В 1663 году Никифор Диев сын Спесивцев дал в Дом Пречистыя Богородицы по себе и по своих родителех поместную свою землю на Демне реке при сволоку».

25.         Игумен Варнава, по фамилии Глыбоцкий, родом Киевлянин, настоятельствовал в Свенской обители в 1664 году; и в это время дана обители царская льготная грамота, чтобы не взыскивать с обители в государственную службу даточных людей за разорением монастыря и крестьянъ нашедшим с Польскою Литвою (воеводою) Пацем 9 января того же 1664 года приходили под Брянск и крымские люди; стояли в Дому Пречистыя Богородицы и в конец разорили монастырь и церкви пожгли. Попечительный настоятель немедленно возобновил теплую церковь Преподобных Отец Антония и Феодосия, печерских чудотворцев, и в том же году просил царя Алексея Михайловича дозволить освятить эту церковь, и антиминс дать. Отец игумен Варнава от Андрея Алексеева сына Безобразова на поминовение отца его, Алексея, принял коня сераго с уздою и седлом, оцененнаго в 60 рублев; а от Прасковьи Лавровой по муже ея Авксентие Семеновиче получил вкладу на 50 рублев. Вероятно, старец Варнава недолго настоятельствовал, ибо 18 декабря 1605 года распоряжались в обители келарь старец Измаил да казначей Нифонт с братиею. В это время преставися Моисей Григорьев сын Веревкин, и положен в Дому Пречистыя Богородицы в Свенском монастыре. А Петр, да Кирило Дмитриевы дети Веревкины, по брате своем, по Моисее, по приказу его, из дому его дали в обитель вкладу лошадей: конь сер с седлом с уздою кованою, с похвы и поперетью и с снимальником, и с пистолем оправным и саблею, да конь бур. Это пожертвование приняли келарь и казначей.

26.         Игумен Никодим. Это был попечительный настоятель; при нем обитель Свенская от разных лиц получила много вкладов. Его попечением устроена червонного золота риза на чудотворную икону Божией Матери и на преподобных отец Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, замечательная по древности и простоте отделки. Теперь эта риза украшает список чудотворной иконы, писанный около 1288 года; а чудотворная икона красуется в новой золотой ризе, устроенной по усердию брянских жителей в 1815 году. Отец игумен Никодим составил и положил в обитель синодик (1666 г.) для записи в него для поминовения настоятелей обители, братии и благотворителей. Этот синодик доселе хранится в обители как древность. Но подвигам и усердию старца жестоко завидовал враг и возмущал против него злых людей. Однако еще замечательнее то обстоятельство, что и Господь Бог и добрые люди защищали старца-подвижника. Брянский протопоп Симеон Леонтьев, попы, диаконы и соборяне подали донос святейшему патриарху, что «игумен Никодим монастырь разоряет, братию разогнал, и прибрал к себе друзей и сродников, и живет бесчинно». В опровержение этот доноса, в 1668 году «келарь старец Серапион, казначей черный Иоасаф, и соборные старцы, священники и диаконы и вся братия обители и служки и служебники били челом московскому патриарху Иоасафу в защиту своего отца и настоятеля, игумена Никодима» и писали, что «протопоп с соборяны составили челобитную воровски, оклеветали игумена ложно, изгоняя его (игумена) и богомольцев (твоих, государь, святейший патриарх) за то, что игумен протопопу и соборянам во всяком воровстве и плутовстве и грабежах и разбоях не молчит, требует с них старые долги денежные и хлебные; за то сердятся и над иноческим образом наругаются; и игумена хотят убить на смерть». Именно, при такой тяжкой, печальной обстановке жизни отца игумена Никодима не доставало только страстотерпческой кончины: но и она совершилась! В синодик (1666 г.) внесен «род игумена Никодима Свенскаго монастыря»; и после всех родственников сего старца так написано: «Схимника игумена Никодима убиеннаго». Каким образом, когда и кто был причиною мученической кончины отца игумена Никодима, сведений о том не найдено. Но для нас достаточно и того, что старцы обительные пред святейшим патриархом правдиво изъяснялись о намерении злых людей посягнуть на жизнь своего попечительная отца-настоятеля. Впрочем не можем пройти без внимания и то, что Свенская обитель в число своих благотворителей записала и брянскаго протоиерея отца Симеона Леонтьева который в 1663 году, то есть до поступления на настоятельство отца игумена Никодима «к старому отца, своего Севскаго протопопа Леонтия вкладу, пожертвовал конь бур космат за 130 рублев, да пшеницы 11 четвертей брянской меры за 20 рублев». А в 1672 году, т. е. по смерти игумена Никодима, он, протопоп Симеон, «дал в обитель конь мухорт, да две коровы за 30 рублев по обещанию своему». И род сего отца протоиерея записан в монастырские синодики. Замечательно и то, что в челобитной протопопа, указаны бывшие в то время келарь старец Иосиф, черные священники Геннадий да Герман, казначей старец Нифонт, соборные старцы: Филарет, Варлаам, Измаил, Дионисий, т. е. не те, кои ходатайствовали за отца игумена пред святейшим патриархом. - Теперь все они, и враждовавшие и гонимые, по кончине своей, и паки уже собрались пред лице Бога, безвестная и тайная ведущаго; обо всех их - как за отцев и братий, а о других, как за благодетелей обители, мы обязательно Господа. Бога молим, да покоятся души их в мире. В 1671 году, вероятно, жив был отец игумен Никодим: об этом можно заключать из следующей записи под сим годом: «Постригся в Дому Пречистая Богородицы Вассиан Толмачь; и дал вкладу 38 рублев, да хлеба 200 четвертей и проч.: и игумен с братиею учинили по нем на братию корм годовой...» Но в 1672 году управляли обителью келарь старец Измайло, соборный старец Филарет Бахтин, казначей старец Нифонт и конюший старец Мелетий.

27.         Игумен Филарет Левшин. Он трудился в Свенской обители настоятелем с 1673 года до 2 сентября 1679 года. Во всех случаях, где нужно было употреблять его имя в письме, отец Филарет к своему имени всегда присовокуплял и фамилию, вероятно, для отличия от соборнаго старца, Филарета Бахтина, который в то время подвизался в Свенской обители. При отце игумене Филарете много принято в обитель вкладов от разных лиц. Род о. игумена Филарета записать в синодик 1666 г. так: «Род Свенскаго монастыря игумена Филарета Левшина: поминать дано денег в казну против прочих человеков, как ведетца, по осьми алтын по две деньги с преставльшаго(ся). При казначее Пафнутие в 184 (1676) году, те деньги у казначея в казенныя книги написаны...» Но между родом отца Филарета имени его самаго нет.

 После отца игумена Филарета обитель Свенская возведена была на степень архимандрии и имела двух настоятелей-архимандритов, именно первым был:

 28.      Архимандрит Маркелл, котораго род записан в монастырский синодик (1666 года) так: «Род Новопечерскаго монастыря, что в Брянске, перваго архимандрита Маркелла». В приемной описи Свенскаго монастыря, которую составлял Киевопечерскаго монастыря казначей иеромонах Иоанн Максимович при переходи Свенской обители в ведение Лавры, написано: «Вновь даваны ризы при архимандрите Маркелле». Других сведений о нем нет.

29.      Архимандрит Никон I. При нем в 1681 году «стряпчей Измайло Тимофеев сын Алымов дал  вкладу в Свенский монастырь по жени своей Фекле охабенек женской краснаго атласа, кружево серебренное». Но в том же году марта в 10 день последовала от царя Феодора Алексеевича грамота, по которой Свенский монастырь со всем имуществом и вотчинами подчинен ведению Киевопечерския Лавры, назван монастырем «Новопечерским», и в нем велено быть наместникам от Лавры. Куда выбыл отец архимаидрит Никон, неизвестно; а при описи и при передаче монастыря в ведение Лавры в апреле месяце 1781 года отец архимандрит Никон не участвовал. Местное предание гласит, что все, до того времени бывшие в Свенском монастыре иноки выведены из обители; а новое свенское братство составили иноки, присланные из Киевопечерской Лавры.

30.      Наместник иеромонах Иоанн Максимович. Он родился в Нежине от родителей шляхетскаго достоинства, Максима и Евфросинии, по фамилии Васильковских, или Печерских. Сам же Иоанн усвоил себе фамилию Максимовича по отчеству. С малолетства в нем заметны были признаки благодатнаго избрания свыше. С возрастом телесным, он возрастал и в жизни духовной; учился в Киевской академии и, по окончании наук, был и сам учителем в академии, и заботился о нравственном настроении вверенных его попечению питомцев. Киевопечерский архимандрит Иннокентий Гизел видел в Иоанне Максимовиче ревность к благочестивой жизни и постриг его в монашество в Лавре. Преосвященный Лазарь Баранович, архиепископ черниговский, рукоположил Иоанна в иеромонаха. Как инок ученый и имевший дар красноречия, иеромонах Иоанн определен проповедником и казначеем в Лавре. По случаю нашествия Турок и разорения ими Чигирина, Малороссия в 1678 году отправила в Москву послов к царю Феодору Алексеевичу просить у него защиты против Турок. В числе этих послов был и Иоанн Максимович. Он с особенною силой красноречия изложил пред царем бедствия родного края, и просил государя принять Малороссию в состав Российского государства. Смиренный 24-х летний инок Иоанн понравился царю. Вслед затем Киевопечерский монастырь особо отправил от себя послов просить царя Феодора Алексеевича дать какую-либо обитель в его державе Киевопечерскому монастырю для пропитания и спасения старцев в случае неприятельских набегов. Когда же государь благоволил грамотою от 10 марта 1681 года приказать отдать в ведение Киевопечерскаго монастыря Свенскую Успенскую обитель и переименовать ее в «Новопечерский Свенский монастырь», то эту Новопечерскую обитель поручено было описать Киевопечерскаго монастыря казначею, иеромонаху Иоанну Максимовичу, и в апреле месяце того же 1681 года опись Свенскаго монастыря отцем Иоанном составлена и по листам скреплена. А потом последовало царское повеление - определить Иеромонаха Иоанна в Свенский Новопечерский монастырь наместником. Преуспевая в благочестии (как здесь, так и в последствии в других местах), ревностный наместник отец Иоанн утверждал себя и братию в исполнении обетов иноческой жизни. В 1695 году Иоанн Максимович произведен в архимандрита Черниговскаго Елецкаго Успенскаго монастыря; а 10 января 1697 года хиротонисан в архиепископа черниговскаго. 14 августа 1711 года возведен в сан митрополита сибирскаго и тобольскаго, и скончался 10 июня 1715 года, оставив по себе благоговейнейшую память жителей не только града Тобольска, но и всей Сибири, которые чтят сего святителя, яко истинного угодника Божия, и за молитвами его не редко пользуются при его гробе дарами исцелений.

31.      Наместник, иеромонах Сила Жаровский управлял обителью в 1685-1699 годах.

32.      Наместник, иеромонах Афанасий Миславский управлял Свенскою обителью, короткое время в 1701 году, и взят обратно в Киевопечерскую Лавру; а в 1710 году избран и 20 июля посвящен в сан архимандрита Лавры. Скончался в 1714 году.

33.      Наместник, иеромонах Филофей Лещинский. Он родом из Малороссии, получил образование в Киевской Аиадемии; принял монашество в Киевопечерской Лавре, и в 1701 году определен от Лавры наместником в Свенский Новопечерский монастырь. Отец Филофей подавал царю Петру Алексеевичу две челобитныя в 1701 году, - одну в июне месяце об обидах, чинимых в Волхове монастырским крестьянам Белевсвой отчины по делам торговым, а другою, от 7 июля, просил государя, чтобы воеводы и приказные не посылали своих людей в монастырския отчины и не разоряли монастырских крестьян. В ответ на эту челобитную велено, чтобы крестьяне Свенскаго монастыря ведались в монастырском приказе. Как человек «добраго, благаго и непорочнаго жития и ученый», по личному выбору царя, наместник иеромонах Филофей избран и 4 апреля 1702 года хиротонисан в сан митрополита сибирскаго и тобольского. В 1711 году оставил паству и посхимился под именем Феодора в Тюменском Троицком монастыре. Но в 1715 году вторично вступил в управление сибирскою митрополией. Он имел столь великую и святую ревность о Христе, что усердием и трудами своими, Господу споспешествовавшу, просветил светом христианской веры около сорока тысяч сибирских инородцев и построил для них около сорока церквей, снабдив их ризницей, утварью и книгами. Скончался в том же Тюменском монастыре 31 мая 1727 года.

34.      Наместникъ, иеромонах Серапион управлял Свенскою обителью в 1702-1704 годах.

35.      Наместник, иеромонах Антоний Тарасевич упоминается в 1705-1710 годах.

36.      Наместник, иеромонах Модест Ильницкий из уважаемых старцев Киевопечерския Лавры. Он в 1710 году был избран, вместе с другими, кандидатом в сан архимандрита Киевопечерской Лавры.

37.      Наместник, иеромонах Илия. При нем стольник Афанасий Иванович Зиновьев дал вкладу в Дом Пречистыя Богородицы Свенскаго Новопечерскаго монастыря по сыне своем Федоре Афанасьевиче двести рублев готовых (наличных) денег, да парчи девять аршин, по 12 рубл. на 108 рубл. и проч.

•38.      Наместник, иеромонах Иаков был в 1716 году.

•39.      Наместник, иеромонах Варсонофий, коего светское имя было Василий, а фамилия Ростоцкий, родом из Польши, повета Пржемысльскаго, сын дворянина, родился в 1659 году; пострижен в монашество архимандритом Мелетием Вуяхевичем в Киевопечерской Лавры в 1694 году; рукоположен во иеродиакона в 1697 году киевским митрополитом Варлаамом Ясинским, во иеромонаха в 1705 году в Москве преосвященным Стефаном Яворским, митрополитом рязанским. Определен наместником в Свенский монастырь из соборных старцев Лавры; а в 1729 году состоял в числе кандидатов на степень архимандрита Киевопечерской Лавры.

40.      Наместник, иеромонах Иннокентий Жданович также из уважаемых старцев Киевопечерския Лавры. Будучи свенским наместником, он с лаврским наместником, Романом Копою и с блюстителем Ближней Пещеры, иеромонахом Варсонофием Ростоцким, и другими был избран и представлен в числе кандидатов на степень архимандрита Киевопечерския Лавры в 1729 году.

41.      Наместник, иеромонах Иоил Савицкий упоминается в 1738 году. Скончался и погребен в Свенском монастыре.

42.      Наместник, иеромонах Геннадий Васинский упоминается в 1744-1745 годах.

43.      Наместник, иеромонах Лука Белоусович, сын малороссийскаго казака, родился в городе Гадяче в 1706 году; пострижен в Киевопечерской Лавры в монашество архимандритом Романом Копою в 1733 году; определен наместником Свенского монастыря в 1745 году. Отец Лука был начальник, весьма умный и деятельный. При нем отлиты два колокола - один в 138 пуд. 30 фунт в 1748г., а друг

   

Вернуться
241050, г. Брянск, 50 ОПС, а/я 91
(4832) 92-20-74
svenmon32@gmail.com
Для пожертвований наши банковские реквизиты:
ОПЕРАЦИОННЫЙ ОФИС В Г. БРЯНСКЕ ФИЛИАЛА ОАО БАНК ВТБ В Г. ВОРОНЕЖЕ
БИК 042007835 ИНН 3207003194 КПП 320701001
Р/c 40703810926250000021 Кор/с 30101810100000000835